Сайты образовательных учреждений района
ГлавнаяПубликации учителей ➜ Соларева Мария Сергеевна

Соларева Мария Сергеевна

« ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ, ВЕДУЩИЙ К ЗНАНИЮ — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИЛИ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ»

М.С. Соларева,

МАОУ «Полазненская СОШ №1»,

учитель – дефектолог,

рп. Полазна, Пермский край

 

Общество сегодня качественно изменилось, изменилось детство, изменился ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отношений, структура умственной деятельности. Все эти изменения меняют и позицию учителя, его педагогическую деятельность.

В условиях введения ФГОС НОО, актуальным вопросом всех образовательных учреждений является целенаправленное изучение механизмов повышения эффективности обучения учащихся. Идеология ФГОС НОО отражает принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию начального образования. Это диктует нам необходимость отбора педагогических технологий, дидактических и методических средств в организации и реализации образовательного процесса.

«Портрет выпускника» - «…это подготовка выпускника начальной школы, любящего свой народ, свой край, свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности; выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.» [п. 8 ФГОС НОО]

Среди множества серьёзных проблем, стоящих сегодня перед педагогом, наиболее значимо выделяются проблемы качества знаний и их практической реализации учащимися. Многочисленные исследования показывают, что сегодня каждый четвёртый ученик испытывает трудности в обучении. 

Трудности, которые испытывают дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, низким уровнем развития речи, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности, так и отсутствием коммуникативных навыков. Перечисленные выше проблемы ставят ребёнка  в ситуацию постоянной неуспешности.

Поэтому моя цель, как педагога, заключается в создании благоприятных условий, способствующих предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся, повышению качества их знаний, активизации познавательных интересов детей, формированию коммуникативных навыков и сплочённости коллектива.
Как же помочь нашим детям учиться? Как повысить качество их знаний?

Задумавшись, как же можно исправить положение, я пришла к выводу, для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Наиболее эффективными активными методами обучения моих учащихся являются:

1. Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (музыка, ребус, загадка, выяснения целей, ожиданий, опасений.

2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3. Организации релаксации и подведения итогов.

4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5. Реализация личностно ориентированного и индивидуально —дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах) и самостоятельной работы детей.

6. Нетрадиционные виды уроков: экскурсии, уроки-сказкиуроки-исследования, проектная деятельность и др.

7. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

 

Активные методы обучения я постепенно ввела в свою практику с 1 класса на различных уроках и во внеклассной работеИспользование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика. Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

Активные методы начала урока

 

Цель – настроить детей на продуктивную работу.

 

Эффективно и динамично помогают мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе такие методы, как:

«Здороваемся глазами» (Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.)

«Улыбнемся друг другу» (Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.)

«Приветствие» (Учащиеся поворачиваются и приветствуют друг друга, говоря при этом имена, тех к кому обращаются и слова приветствия.)

Эти методы воспитывают коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают контакт между учениками. Хорошо применять приведённые формы особенно в первом классе, даже в период подготовки к школе, когда дети плохо знакомы друг с другом.  

 

Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений

 

Цель: выяснение ожиданий и опасений, постановка целей обучения.

 

Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

«Дерево ожиданий»,

«Разноцветные листы»,

«Корзина идей»,

«Солнышко и туча»,

позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Суть методов заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги разноцветные листочки (яблоки, лимон, солнышко. тучи) и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урокаобучения в целом и чего опасаются, прикрепив на определенную поляну, дерево и т. д. Например, на солнышках (яблоках и т. д.) наши ожидания, на тучках (лимонах) – опасения.

 

Активные методы презентации учебного материала

 

Цель: представление нового материала.

Вот здесь- то и требуется проявление творчества учителя. Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема.

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала: Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:

«Магазин»,

«Светофор»,

Метод «Магазин» (использовался на уроке русского языка)

Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.

Проведение: тема «Имя существительное» - на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходит к доске, произносит фразу: «Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или: «Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?».  Изучая одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные объясняют также свой выбор.

Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.

Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог (кто купил больше картинок). Можно дать другие задания по выбранным картинкам: составить предложение, поставить знак ударения, провести звуко - буквенный анализ слова и т. д. Каждый ребенок получает задание индивидуально, чтобы был результат успеха.

«Инфо-угадайка» - использовался мною при определении темы урока. Детям дается ряд вопросов. Работая в группах, они должны догадаться о теме урока. Например, на доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – девочка, заяц, корова; 3 столбик – Ольга, Чуковский, Иванович. Выберите из карточек №1 нужную и прикрепите на доску (названия частей речи, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 (одушевленные и неодушевленные) нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №3 (собственные и нарицательные) нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итог, на доске появляется группа карточек сущ., одушевленные, собственные. Формулируем тему. Да, мы сегодня повторим собственные имена существительные.

Также на этом этапе хорошо использовать метод «Синквейн».

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Этот метод хорошо использовать на уроках русского языка при изучении «словарных слов» и литературного чтения при составлении характеристики героев произведений.

Метод «Кластер» я использую на разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

 

Активные методы организации самостоятельной работы над темой

 

Цель: закрепление пройденного материала.

 

Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее прошел урок. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал.

Как же это можно сделать?  Конечно, при помощи активных методов! Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора,

 

Активные методы релаксации

 

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. 

Активные методы - «физминутки» позволят сделать это, не выходя из класса.

Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

«Делай как я»

Дети имитируют движения за учеником, который является ведущим.

Упражнение «Четыре стихии» (Чистякова М. И. Психогимнастика)

Цель – повысить уровень энергии в классе.

«Четыре стихии» - это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Выполняем.

 

«Шарик»

Положить руку на живот. Надуть живот как будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох. Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. Выдох свободный, ненапряжённый.

Вот как шарик надуваем! Надуваем быстро шарик,

А рукою проверяем /вдох/ Он становится большой.

Шарик лопнул, выдыхаем, Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Наши мышцы расслабляем. Стал он тонкий и худой.

«Солнышко и тучка» Учитель произносит слово «Тучка» - дети представляют, что солнце зашло за тучку, стало свежо, прохладно – сжаться в комок, чтобы согреться /задержка дыхания/. При слове «Солнышко» - солнце вышло из-за тучки, стало жарко –расслабиться, разморило на солнце /на выдохе/.

 

Активные методы подведения итогов занятия

 

Цель: Подвести итог урока. Выяснить, что дети усвоили хорошо и на что обратить внимание.

«Ромашка» (Дети по кругу передают ромашку, задают вопрос соседу по теме урока. Сосед отвечает на вопрос.)

Упражнение «Комплименты» (Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят зато, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.)

«Мудрый совет»

В конце урока дети, которые хорошо усвоили тему, дают «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока. (Совет анализируется коллективно)

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующему роке.

На этапе рефлексии применяю следующие методы:

«Незаконченное предложение», а можно вернуться к методу «Солнышко и туча». Вспомнить, какие ожидания и опасения были в начале урока, и определить для себя, оправдались ли они.

Л. Н.Толстой говорил: «Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество».

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многообразный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя и ученики. Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника начальной школы, что положительно влияет на повышение качества обучения.

Благодарю за внимание и желаю вам творческих успехов и вдохновения!

Список литературы

 

  1. Дидактические требования к современному уроку. Байбородова Л.В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Вестник образования. - 2011. - №17. с. 5-8.
  2. Вахрушев А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5. - С.3-17.
  3. Начальная школа и федеральный государственный образовательный стандарт // Лаборатория начального образования: URL: http://omczo.org/publ/393-1-0-2242
  4. Система оценивания учебных достижений школьников (О.Б. Логинова).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Реализация ФГОС НОО в условиях малокомплектной сельской школы // URL: http://vmo.omskedu.ru/modules/newbb